Как правильно эксплуатировать и содержать авто с автоматом

Как правильно эксплуатировать и содержать авто с автоматом

03.05.2019
Все мы успели привыкнуть к тому, что сейчас большим спросом пользуются АКПП, однако не все успели понять как правильно ими пользоваться.

Все мы успели привыкнуть к тому, что сейчас большим спросом пользуются АКПП, однако не все успели понять как правильно ими пользоваться. Под «правильно» имеется в виду использовать его на всю катушку и на весь заявленный срок службы без серьезных неполадок. Ниже мы напишем советы для тех, кто хочет пересаживаться на авто с «автоматом», и при этом желает сделать это правильно, разобравшись со всеми тонкостями и правилами нормального пользования АКПП.

И первым делом… да, «автомат» действительно удобен для тех, кто только начинает водить. Он куда проще и удобнее в управлении. Самым явным преимуществом является автоматическое переключение скоростей, которое позволяет не отвлекать своё внимание от руля и дороги. Ещё АКПП удобнее в поездках на большое расстояние, в которых водитель не так сильно устаёт, если сравнивать с механическим КПП. На сегодняшний день АКПП стоят на авто всех классов и ценовых категорий. А дорогие автомобили и вовсе без альтернатив обладают только АКПП.

Но за удобство приходится расплачиваться бережным использованием и пристальным вниманием к определенным вещам. Автоматически трансмиссии появились ещё в далёких 1930-х годах. Однако первые полноценно работающие появились в 1940-х годах на американских авто. В СССР также велись собственные проекты, что успешно ставились не только на «Чайки» и ГАЗы, но и на автобусы ЛиАЗ и прочий специальный транспорт.

Как именно надо пользоваться коробкой?

Запустите мотор, нажмите тормоз, рычаг коробки переведите в положение “D”. После этого отпустите тормоз и неспешно нажимайте на педаль газа. Автомобиль должен начать движение плавно и без резких рывков. Если надо затормозить, то отпустите педаль газа, в случае надобности резкой остановки, что логично, нажмите на тормоз. Также учитывайте фактор того, что авто на АКПП в среднем требует большего количества топлива, чем на механической коробке. Большинство моделей АКПП имеют стандартный набор режимов, хотя есть и исключения в виде фирменных вариантов, которые встречаются на определенных моделях самой КПП или даже на каких-то определенных моделях автомобилей.

Поговорим о разных режимах коробки автомата.

Первый из них это режим P, «Паркинг» или режим стоянки. В этой позиции рычага, срабатывает блокиратор внутри, который не позволяет автомобилю двигаться.
Второй режим это «Реверс» или R, для задней передачи.
Третий режим это N, нейтральный режим для свободного продвижения машины в любом из направлений. Его можно включать для не длительной буксировки, но на постоянной основе его лучше не использовать.
Четвертый режим «Драйв» или D, движение вперёд. Для активации этого режима нужно заранее нажать педаль тормоза. АКПП выпуска до середины 2000-х, часто обладают сразу несколькими особыми режимами, например «4, 3, 2, L». Каждый из них нужен для разных условий поездки, крутых подъемов и спусков, гололеда и т.п. Водитель, выбирая соответствующую передачу, запрещает АКПП переключаться выше выбранной. Обычно «L» означает движение на первой передаче. В этом режиме можно заезжать на крутые холмы, с помощью высоких оборотов и мощной тяги. Если вы совершите попытку заехать на крутые подъемы в нормальном режиме АКПП, коробка имеет шансы переключиться не в самый лучший момент, отчего вы можете встать не в самом приятном месте и даже поломать свой автомобиль.

Ещё все АКПП обладают режимом KickDown. С ним всё не так уж и сложно, нажав педаль акселератора до упора, водитель передаёт «автомату» команду о срочном переключений на одну или несколько передач вниз, что нужно для скорых увеличении скорости с ходу.

АКПП выпущенные не так давно обычно из дополнительных режимов обладают только спортивным («S») и возможностью вручную выбирать передачи с помощью коротких движений селектора «автомата», либо с помощью подрулевых рычажков. Также поговорим и про «стептроники» с «типтрониками». В действительности, за этими обозначениями скрываются первые АКПП, которые получили ручные режимы выбора передач. Tiptronic сделали инженеры VW и Audi, а Steptronis, соответственно, инженеры BMW. Первые автоматы с ручным выбором передач, что стояли на Audi и BMW, поставлялись ZF. В своей сути, ручной режим выбора передач смогли реализовать инженеры ZF по заказу их клиентов.

Благодаря ручному режиму, вести авто в сложных условиях стало куда проще. Помимо этого, ручной режим работы АКПП обладает «защитой от дураков». На МКПП вы могли совершить ошибку, случайно воткнув вторую передачу на 100 км/ч, чем вызвали бы обрыв ремня или цепи ГРМ ввиду резкого ударного замедления. Другой ошибкой может стать попытка тронуться с места на пятой передаче. В то же самое время «автомат» не даст вам включать ручную передачу, которая не будет сопоставляться со скоростью движения. И даже на выбранной вручную передаче, когда во время езды вы разгоните ДВС до предела передачи, АКПП переключит её на следующую. В действительности, ручной режим АКПП не такой уж и ручной, но сделано это, для того чтобы сохранить вашу коробку от неправильных и пагубных действии.

 

Из других режимов можно отметить: Е — Экономичный, S – спортивный, W – зимний. Каждый из этих режимов улучшает алгоритмы смены передач для того, чтобы избежать ненужной пробуксовки и улучшить езду.

 

Каждый селектор «автомата» также обладает механизмами снятия коробки с блока. Это нужно, чтобы снять коробку с блока, когда теряется ключ или в других подобных ситуациях, когда селектор блокируется и не может быть перемещен в положение N (нейтральная передача). В действительности, положение N снимает механический блок выходного вала коробки, который тесно соединен с дифференциалом. Если говорить про снятие блокировки, то тут кто во что горазд. Каждый производитель делает свои способы принудительного снятия с блокировки. Обычно, где-то на виду всегда есть заглушка со словом Shift. Если её открыть, то вы сможете увидеть фиксатор, хотя тут не всегда всё просто. Почти всегда есть некий «секрет», что имеет описание в инструкции по эксплуатации и позволяет получить доступ к фиксатору. Главное, внимательно читайте руководство к вашему авто, в нём сказано где конкретно искать фиксатор.

 

 

АКПП требует своевременного обслуживания. «Автомат» не любит переизбыток или недостаток масла, а также не одобряет некачественные масла. Для АКПП нужно использовать масла с отметками или «ATF». Ни в коем случае не пропускайте Т.О. АКПП, которые рекомендуются производителями. Сроки обслуживания нужно соблюдать даже если вы не часто используете своё авто.

Режимы заднего хода, парковки или движения вперёд нужно включать только когда ваша машина стоит неподвижно. Используйте стояночный тормоз когда останавливаетесь под уклоном, тем самым вы сохраняете свой блокиратор от поломок. Также не спешите использовать нейтральный режим в пробках или на коротких остановках.

Пытайтесь всегда начинать движение не спеша и без резких рывков, точно также поступать и с торможением. Любые резкие рывки ведут к поломке или износу, который выражается в более частых рывках во время переключений. Также любой буксир других автомобилей, либо прицепов или вытаскивание других машин из грязи приведёт к быстрому окончанию ресурса коробки.

 

Если вы погрязли в грязи или в песке, не пытайтесь буксовать вдавливая в пол акселератор. Гораздо безопаснее для коробки будет, если вы выйдете и подтолкнете машину снаружи, либо подождете помощь.

 

Во время буксировки также не забудьте, что предел скорости должен быть от 40 до 50 км/ч при расстоянии в 40-50 километров. Для некоторых авто эти числа могут уменьшаться. Но помните, что вызвать эвакуатор куда дешевле, чем чинить АКПП.

 

Перед тем как начинать движение на холодной машине зимой, «автомат» необходимо прогреть, запустив мотор и переключая друг за другом режимы КПП, дабы запустить процесс циркуляции масла. Ещё, как вариант, вы можете чуть-чуть постоять в рабочем режиме с зажатым тормозом. Не ленитесь также использовать ручной тормоз во время стоянки. Производители советуют использовать режим «Р» вместе с «ручником»

 

Последний совет: не заводите автомобиль с «автоматом» с помощью буксировки. Это попросту не имеет смысла, кроме как для мерседесовских коробок 722.3 и 722.4. В них давление трансмиссионного масла создается дополнительным вспомогательным насосом, который приводится от карданного вала. Только эти АКПП можно завести с буксировки, если правильно выполнять процедуру и правильно выставлять скорость буксировки.

 

Если вы будете следовать всем этим простым советам, то вы сможете по-полной воспользоваться ресурсом вашей АКПП. Она проживет весь срок жизни, заявленный производителем.


Ну, а если у вас возникла проблема с АКПП мы легко и с удовольствием поможем вам её решить.

#Совет