Почему застучал ваш двигатель

Почему застучал ваш двигатель

03.05.2019
Пожалуй сейчас все автолюбители знают, что мотор авто включает в себя огромное число подвижных элементов, что испытывают механическую и тепловую нагрузки.
Пожалуй сейчас все автолюбители знают, что мотор авто включает в себя огромное число подвижных элементов, что испытывают механическую и тепловую нагрузки. Точно также известно, что каждый ДВС имеет свой срок службы, так как его детали рано или поздно износятся и их придется заменять. Рано или поздно, но из-за такого изнашивания вы услышите характерный стук, увидите дым из мотора, обнаружите пропажу тяги или увеличенное потребление масла и топлива, а также много других симптомов износа.
Однако возможны даже варианты когда совсем новые двигатели начинают барахлить и выдавать стук. В таких случаях речи об износе идти не может, причиной посторонних шумов является поломка. Также возможны случаи, когда мотор стучит исключительно «на холодную» и «на горячую».

Ещё стук может возникнуть и исчезнуть на различных режимах, хотя он может стучать и независимо от прогрева и нагрузки на мотор. Давайте же поговорим о том, что именно приводит к появлению этого злосчастного шума и как понять какая именно часть стучит в моторе.
Перед этим надо прояснить один момент: издавать стук может как сам мотор, так и навесное оборудование. К примеру, вы можете услышать шумы от помпы, генератора, насоса ГУР и многих других частей. Но говоря о самом двигателе, стуки чаще всего возникают как раз таки из-за износа или неисправных шатунных вкладышей, поршней, а также в случаях, когда появляются проблемы с ГРМ.

Прежде всего давайте выделим самые главные и часто встречаемые причины стука в двигателе:
1) Понижение уровня моторного масла, либо утрата его свойств.
2) Перегрев двигателя
3) Силовой агрегат изжил своё и/или трудности с ЦПГ и КШМ.

Обязательно также обращайте внимание, стучит ли в моторе исключительно на холодную и/или горячую, а ещё на длительность и протяженность шумов, пропадающие они или постоянные. Отнюдь не всегда силовой агрегат будет постукивать постоянно.

Если шумы слышны только на холодную и пропадают после прогрева, то возможно вы слышите стук поршней в цилиндрах. В этом случае проблема в гильзах цилиндра, они изнашиваются и ведут к появлению зазора между поршнем и стеной цилиндра.

Но учитывая что поршни сделаны из алюминия, они расширяются после прогрева. Логично, что после того как они расширяются, зазор становится куда меньше и шумы в моторе исчезают на горячую.

Ещё на холодном ДВС стуки может издавать цепь ГРМ. В этом случае стоит обратить внимание на давление масла, его может быть не достаточно сразу после запуска мотора. Здесь нужно смотреть на конструкцию, если в ней продуман гидравлический натяжитель цепи ГРМ, то его натяжения не хватает отчего и возникает стук, пропадающий с прогревом.

Зачастую «на холодную» постукивают и гидрокомпенсаторы, но это не означает что-то плохое и вполне обычное явление. Однако, в случае когда стук гидрокомпенсаторов не исчезает после прогрева вам стоит сменить масла, а также промыть систему смазки. Но если даже после этого гидрокомпенсатор генерирует шумы, то его нужно заменить.

С холодными стуками мы закончили, давайте поговорим о шумах возникающих на рабочей температуре. Обычно, если ДВС издаёт посторонние шумы «на горячую» это означает более значимую проблему, нежели стуки на холодную.

Перво-наперво проверяйте коленвал и детали ЦПГ. Если стучат именно они, то они просто изжили себя и их нужно заменить. Если говорить про теорию и причину стука, то в те моменты пока мотор охлажден, масло имеет менее текучие свойства и куда меньше разжижено. И уже после прогрева смазка заполоняет увеличившееся от износа зазоры.
В итоге шумов в сопряженных парах сразу после запуска холодного двигателя попросту нет. Но постепенно с прогревом силовой установки масло приобретает более текучую форму и это ведет к появлению стуков, которые очень даже слышны.
Стук в моторе на горячую обычно означает увеличенный в зоне коренных подшипников зазор (которые находятся между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала). Ещё зазоры могут увеличиться в шатунных подшипниках, но на деле это обычно приводит к металическому стуку в моторе, который может быть как прогретым, так и наоборот, холодным.
Другой причиной шумов на горячую может являться потрескавшийся поршневой палец, либо юбка поршня, на которой также появились трещинки. Важно запомнить, что если вы слышите стук в двигателе уже после его нагрева, то вы должны прекратить его работу и срочно провести диагностику.

Также частым недугом бывают стуки в моторе на холостых, когда он работает в режиме холостого хода, а стуки происходят независимо от нагрева двигателя. Однако, если вы поднимете обороты, то все неприятные звуки исчезнут, либо сильно сбавят в интенсивности.

Стоит заметить, что помимо нагрева двигателя, стуки на холостых ещё могут возникать из-за того что одна из деталей задевается за другую (причина обычно в вибрациях), либо из-за люфтов разнообразных шкивов, шестеренок и приводов.

Как можно заметить, вариантов почему стучит двигатель достаточно, а потому очень важно понять что именно является источником шумов. Именно о таких источниках сейчас мы и поговорим, а именно о том что является самыми частыми причинами шумов и почему они ими являются.


Когда мы говорим про шумы в зоне ГБЦ, то скорее всего имеем дело со стуком клапана или гидрокомпенсаторов. Ещё возможен вариант, когда стук в клапанах может быть на двигателях с ГК, которые имеют не только механический привод клапанов.

Шумы в гидрокомпенсаторах необходимо нейтрализовать присадкой, промывкой или заменой, а сами клапаны нужно регулировать. Но если ничего из этого не помогло, то почти наверняка причина в износе кулачков распредвала.

Ещё есть шанс, что могут произойти следующие проблемы: возникнет зазор между толкателем и посадочным местом, торец клапана износится или регулировочные шайбы прикажут долго жить. Помимо этих причин, отличится может и ГРМ, в нём стуки и посторонние шумы зачастую издаёт цепь, а в механизмах с ременным приводом часто ломаются натяжные ролики.

Из других причин можно назвать окончание срока службы втулок клапанов, седел в головке, также появляется выработка постели распредвала. В ГБЦ стуки же могут менять тональность от звонких высоких частот, до низких частот с рокотом.

Езда с посторонними шумами в механизме газораспределения очень плохо скажется на ваш мотор, во-первых, потому что увеличенные зазоры заметно ухудшают герметичность камеры сгорания, во-вторых, двигатель сильно потеряет в мощности, в-третьих, жизненный срок деталей ГРМ очень быстро подойдет к концу.

Если же зазоры окажутся слишком огромными, то вы рискуете получить вылетевшие регулировочные шайбы и, вследствие этого, пришедший в негодность распредвал и кучу других неприятных последствий. Если же шумят гидрокомпенсаторы, то это приводит к быстрому изнашиванию кулачков распредвала.

Когда шум доносится из Блока Цилиндра, важно понять из какой именно части он идёт. Если в нижней, то неполадки скорее всего связаны с КШМ. Это может означать очень большие неприятности, мотор лучше сразу выключить и не включать до починки. Иначе вы рискуете окончить жизненный цикл коленчатого вала.

Стук в шатунных вкладышах же ведёт к тому, что во время следующих поездок вы просто оторвёте крышки шатуна, а после пробьете блок цилиндров. Если это произойдет, то готовьтесь к покупке нового контрактного мотора.

Металлический шум шатунных шеек выделяется своей резкостью, заметно это очень сильно во время нажатия на газ. Другим симптомом может стать пониженное давление масла, а также горящая лампочка давления масла на панели приборов. Из-за пониженного давления, мотор имеет шансы заклинить спустя некоторое время (обычно пару минут) работы под нагрузкой.

Подобный шум издают коренные шейки коленвала. Однако он более низкий, а вместе с ним по двигателю идут вибрации. Проблема в износе коренных шеек, от которого возникает зазор между шейками коленвала и опорами в блоке. Другая причина подобного стука кроется в низком давлении в системе смазки, это ведет к образованию задиров на шейках вала.

Если недуг именно в коренных шейках вала, то вы вполне можете приехать на место ремонта самостоятельно, чего нельзя позволить в случае стучащих шатунных подшипников. Но, даже если у вас первый случай, то не спешите сильно нагружать ваш мотор, воздержитесь от нагрузок. Также не задерживайте ремонт, это может плохо сказаться на вашем ДВС.

Но давайте поговорим про ЦПГ. Коли шум скрыт именно в поршневой группе, стоит искать проблему в расширении зазора между поршнем и цилиндром, а также в появлении дефектов на гильзе и самом поршне.

Учитывайте также, что проблема может скрываться в поршневом пальце и месте его соединения с шатуном. Если палец окажется выдвинутым из поршня, то есть вероятность его ударов по стенке цилиндра. Основная проблема тут в недостаточной запрессовке пальцев или же в вылете стопора на поршне. Это зависит от вида посадки поршневого пальца на разных моторах, виды бывают «горячими» и «плавающими».

Мы уже писали, что проблема может быть не в самом моторе, а в его навесном оборудовании. В самой силовой установке стучать может помпа, стартер, генератор и много чего ещё. Возможны также и неприятности с КПП.

Как вы могли заметить, возможных причин почему у вас стучит двигатель масса. Не говоря уже о том, что шум может быть не постоянным, в зависимости от нагрева ДВС.

Чтобы понять в чём именно заключается проблема, почти всегда необходимо разобрать мотор и провести дефектовку. Эта процедура даёт примерно понимание состояния ЦПГ, КШМ, ГРМ и многих других деталей на выработку и увеличение зазоров, задиров, трещин и других недугов.

Тот, кто разбирается в починке ДВС может без проблем определить подлежит ли восстановлению ваш агрегат или требуется замена каких-то его частей и сломанных элементов. Тот же самый коленчатый вал часто просто шлифуется, а блок цилиндров растачивается или гильзуется. Поршни, поршневые кольца, шатуны и прочие запчасти же обычно заменяются. С ГРМ и распредвалом также можно обойтись шлифовкой, а клапаны очень часто заменяются на новенькие.

Учитывайте также и стоимость ремонта ДВС. Что частичный, что капитальный, он стоит очень много и является отнюдь не простым процессом. Потому старайтесь чиниться только качественными запчастями и не доверяйте такую работу непроверенным специалистам с сомнительной квалификацией.
#Важное